Декарт и animal rationale
Н. Н. Мурзин
Новое Время - это, наряду со многим другим, «новое» понимание устройства человека, имеется ли в виду устройство физическое, метафизическое, или койнония того и другого. Самые разные философы ХХ века, от Хайдеггера до Райла, склонны вписывать это понимание в преимущественно картезианскую парадигму. Для Хайдеггера именно Декарт придает окончательную силу закона переводу греческого zoon logon echon в латинский вариант animal rationale. Для Райла картезианская философская антропология вся умещается в метафору «пилота в машине», где роль «пилота» отводится сознанию/уму, а роль «машины», соответственно, телу. Эти представления не тождественны - если мы вникнем в развернутую Хайдеггером критику «картезианского поворота», скажем, в его курсе лекций «Парменид», мы увидим, что формулу animal rationale он переводит как субъект-предикатную пропозицию, то есть, как «животное, обладающее разумом». Такое животное - это даже не animal, а bestia, бестия, одаренная особой способностью. Отсюда уже недалеко до Ницше с его категорическим «зверь в человеке никуда не исчез».
Полный текст RU