Венский кружок и переход от физикализма к пробабилизму
А. П. Огурцов
Физикализм, будучи формой перевода языка «неточных наук» (психологии, биологии, социологии) на язык физики как точной науки, является одновременно формой сциентистского миропонимания, для которого методы и понятия естествознания, прежде всего физики, обладают преференциями и являются эпистемологическими и методологическими образцами для всех остальных форм знания. Физикализм выполнял критическую функцию относительно других форм знания, в которых явно или неявно вводились ненаблюдаемые сущности, даже давалось их теоретическое описание и тем самым язык этих наук включал множество далеких от реальных референтов сущностей (идеальных объектов, фикций, операторов, функторов и т.д.) и бессмысленных предложений. Физикализм был способом очищения языка науки. Он был аналитическим и основывался на каузальном объяснении, т.е. неопозитивистское миропонимание (кроме феноменализма М.Шлика) исходило из универсальности причинно-следственных связей, их действенности и реальности, и в мире знания. Однако уже квантовая механика, прежде всего принцип неопределенности В.Гейзенберга, отказала каузальному объяснению в универсальности. В квантовой механике возникли вероятностные модели описания квантово-механических явлений. Это и было одной из причин осознания недостаточности физикализма и перехода к пробабилизму.
Полный текст RU