Творение - эманация? - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №4 май, 2008 ОТКЛИКИ-ОКЛИКИ

Творение - эманация?

Л. Крыштоп

Вопрос перехода философии в теологию очень обширен. М. К. Петров рассматри-вает его очень тщательно, пытаясь проанализировать реально происходившие изменения, а не подогнать их под уже известные результаты. Однако автор затрагивает и вопрос ста-новления самой теологии, ее оформление из философии. Еще в начале VI в. н. э. филосо-фия рассматривалась как особое искусство и подразделялась на три вида: спекулятивную, практическую и рациональную. В свою очередь спекулятивное знание делилось на теоло-гическое, математическое и физическое. Таким образом, теология на ранней стадии разви-тия христианской мысли имела общую дисциплинарную базу с философией. Их разведе-ние началось лишь в XI в., с появлением городских интеллектуалов и зарождением схола-стики. Именно наличие общей дисциплинарной базы и является основой позиции М. К. Петрова, делающей возможным его вывод о переходе философии в теологию, а затем тео-логии в науку. В связи с этим он выделяет два основных отличия теологии от философии, которые мы можем наблюдать и в науке. Одно из них - наличие у первой верификации, а второе - возвращение профессионалу-теологу функции творчества. На условиях, сделав-ших возможным появление механизма верификации, я останавливаться не буду, т. к. это подробно описано в книге и не оставляет у меня никаких неясностей или сомнений. А вот второе, на мой взгляд, более проблематично. По моему мнению, можно назвать два фак-тора, определивших происшедшее изменение: первый - различие понятий «творение» и «эманация», второе - христианская идея свободы воли. Эти два момента я и собираюсь рассмотреть подробнее.