Странный рай достоевского (По мотивам "Сна смешного человека") - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №4 май, 2008 ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Странный рай достоевского (По мотивам "Сна смешного человека")

О. А. Донских

«1. Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой,
и слава Господня взошла над тобою. ... 3. И придут народы
к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию.
...
18. Не слышно будет более насилия в земле твоей,
опустошения и разорения - в пределах твоих;...
19. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным,
и сияние луны - светить тебе; но Господь будет
тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею. ...
21. И народ твой весь будет праведный, на веки
наследует землю, - отрасль насаждения Моего,
дело рук Моих, к прославлению Моему».

Исайя

Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.

Овидий

Правда мифа против лжи истории

История может уточняться и уточняться. Столько раз, сколько пожелает историк, впрочем и не историк, - любой, кто хочет узнать, как что-то происходило «на самом деле». Но узнать это невозможно. Всегда есть детали, которые были упущены. Действительная история неизвестна даже непосредственному свидетелю, потому что он наблюдал только немногие следствия и не видел причин. Абсолютно точная история известна только Богу. Эта мысль мучила Толстого. Он видел, что чем ближе мы приближаемся к реальному действию, к реальному эпизоду, тем дальше он отстоит от описаний, сделанных очевидцами. Но это значит, что история - всегда ложь. Или в лучшем случае приблизительность. Поэтому Толстой начал уходить от известной ему реальности дневников и документов и строить мифические образы тех же Наполеона или Кутузова. Там, где у него миф - там неправда (с точки зрения истории). Потому что он этот миф подчиняет идее истории. Не случайно в своей историософии Толстой приходит к абсолютному фатализму - к невозможному представлению об истории как совокупности действий всех людей. В этом случае история рассыпается на мельчайшие действия. Но наш мир, хотя и состоит из таких действий, не может восприниматься таким образом, точно так, как мы не можем воспринимать человека как совокупность клеток, не говоря уже человеке как совокупности атомов.