Структура отчуждения и властно-политическая технолoгия
Макаренко В. П.
Макаренко В.П.,
д. филос. и полит. н., профессор,
главный научный сотрудник, заслуженный деятель науки РФ,
Институт философии и социально-политических наук
Южного федерального университета
Аннотация: Существует распространенное мнение: власть базируется или должна базироваться на доверии к ней граждан. Если социальный строй стремится к устойчивости, то его основанием является консенсус — разновидность общественного договора. Фундаментом политического устройства общества должно быть согласие граждан на то, чтобы ими правили, а решение вопросов публичной жизни находилось в руках властвующих. Это согласие рационально действующие индивиды выражают только тогда, когда они доверяют власти и людям, ее осуществляющим. Общий интерес власти и граждан состоит в том, чтобы последние доверяли правительству и аппарату управления государством. Сильной может быть только легитимная власть.
Исследовательская практика А.П. Огурцова позволяет оспорить эту интеллектуально-политическую традицию в целом, а в отношении России — в особенности. Множество отправных пунктов для доказательства сформулировала С.С. Неретина при реконструкции когнитивных намерений А.П. Огурцова и процесса их реализации. Из этого множества отметим несколько идей: противопоставление философов и функционеров, создающих философские ритуалы; кандидатская диссертация Александра Павловича на тему отчуждения завершила его путь «под знаменем марксизма» и открыла шлюзы новым подходам; Огурцов показал, что для Гегеля и Маркса феномен отчуждения был важной проблемой; фигура Маркса исчезла с философского горизонта по вине его вульгаризаторов, которые инициировали «грандиозный провал» политической, религиозной и военной истории СССР; в эпоху господства марксистско-ленинской идеологии чтение любого текста (за исключением трудов классиков марксизма-ленинизма) происходило под давлением этой идеологии; Огурцов выработал свой оригинальный способ переключения стиля идеологической ортодоксии на свободное философское рассуждение.
Я думаю, каждый студент философского факультета, избравший в советское время своей профессией философию, стоял перед необходимостью выработки такого способа переключения. Уже существует свежее документальное подтверждение этой необходимости в виде истории четырех советских и трех постсоветских философских поколений, которая может быть прочитана под таким углом зрения. Эта возможность подтверждена воспроизводством тысячелетнего социального раскола России в современные условия ее существования. Задача статьи состоит в воспроизведении двух фрагментов моего личного опыта переключения.
Ключевые слова: шаблоны социально-политической мысли, исследовательская практика А.П. Огурцова, личный опыт полемики с идеологической ортодоксией, власть, теория «естественных прав», теория «общественного договора», консенсус, конфликт интересов.
The structure of alienation and the power-political technology
Makarenko V.P.,
Doctor of Philosophy and Political Sciences, Professor,
Chief Researcher, Honored Scientist of the Russian Federation Institute
of Philosophy and Socio-Political Sciences
Southern Federal University
Abstract: There is a widespread opinion that the government is based or should be based on the trust of citizens in it. If the social system strives for stability, then its foundation is consensus — a kind of social contract. The foundation of the political structure of society should be the consent of citizens to be ruled, and the solution of issues of public life should be in the hands of those in power. Rationally acting individuals express this consent only when they trust the authorities and the people who carry it out. The common interest of the authorities and citizens is that the latter trust the Government and the state administration apparatus. Only legitimate government can be strong.
A.P. Ogurtsov's research practice makes it possible to challenge this intellectual and political tradition in general, and in relation to Russia in particular. S.S. Neretina formulated many valid points for proof in the reconstruction of A.P. Ogurtsov's cognitive intentions and the process of their implementation. From this set, several ideas are mentioned: the opposition of philosophers and functionaries who create philosophical rituals; Alexander Pavlovich's PhD thesis on alienation completed his path "under the banner of Marxism" and opened the floodgates to new approaches; Ogurtsov showed that for Hegel and Marx, the phenomenon of alienation was an important problem; the figure of Marx disappeared from the philosophical horizon due to the fault of its vulgarizers, who initiated the "grandiose failure" of the political, religious and military history of the USSR; in the era of the domination of Marxist-Leninist ideology, reading any text (with the exception of the works of the classics of Marxism-Leninism) occurred under the pressure of this ideology; Ogurtsov developed his own original way of switching the style of ideological orthodoxy to free philosophical reasoning.
Every student of the Faculty of Philosophy who chose philosophy as his profession in Soviet times was faced with the need to develop such a way of switching. There is already fresh documentary evidence of this need in the form of the history of four Soviet and three post-Soviet philosophical generations, which can be read from this angle. This possibility is confirmed by the reproduction of the millennial social split of Russia in the modern conditions of its existence. The purpose of the article is to reproduce two fragments of my personal experience of switching on.
Keywords: patterns of socio-political thought, A.P. Ogurtsov's research practice, personal experience of polemics with ideological orthodoxy, power, theory of "natural rights", theory of "social contract", consensus, conflict of interests.
DOI: 10.37769/2077-6608-2024-47-1