Новая методология прочтения Аристотеля в контексте исследований Алексея Чернякова - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №45 июнь, 2024 ШАГИ ПО СЛЕДАМ

Новая методология прочтения Аристотеля в контексте исследований Алексея Чернякова

Гущин О.В.

Гущин О.В.,

независимый исследователь, Молдова, Кишинев

oleg_gusin@mail.ru

Аннотация: В статье продолжается изыскание метода описания сущего первой категории метафизики Аристотеля (ύποκείμενον) — сложной формулы неименуемости анонимного субстрата. Согласно Стагириту, в акте чувственного восприятия участвуют не только пять органов чувств, но и общее чувство (душа), воспринимающее сразу и в целом. Оно воспринимает одновременно разными способами, поскольку ему не дан собственный орган чувствования, т. е. воспринимает в некоем видовом горизонте вещи. Но стремление воспринять то, что не имеет собственного органа восприятия, диктуется особой логикой, описывающей сценарии метатекста. Неименуемый анонимный субстрат и наличная пространственная вещь, видимая в соответствии с тем или иным принципом, находятся во взаимо-обусловливающем отношении противостояния, поскольку возможны при разных метафизических алгоритмах. Это взаимо-обусловливающее противостояние реализовано в форме бытия, т. е. не поднимается на уровень субъект-объектной логической конструкции. Противостоящее (субстрат) «показывается» всякий раз так, что не успевает дойти до экспликации того, что — чему противостоит, поскольку «бросает» перед собой иной (отличный от текущего) принцип величины, «прячась» за него, смотря на… и одновременно через то, чему противостоит, дабы снова быть неразличенным неименуемым присутствующим. Для его описания используются т. н. метатексты, «зовущие» в тот или иной метафизический сценарий, принимаемый в качестве базового, для дальнейших интерпретаций. При сопоставлении метатекста с оригинальным аристотелевым текстом последний высветляется в собственном смысловом содержании (становится «говорящим»).

Но метафизический сценарий не может быть недвусмысленно истолкован без его одновременного перетолкования в онтологический с неминуемым приданием последнему статуса единственно возможного и, в конечном итоге, необходимого. Для этого Аристотель применяет понятия το μη έόν, τν ν, τό τν εναι. Будучи тем, что есть так, как оно есть и было (τό τὶ ἤν εἶναι), сущее уже самим своим присутствием (τν ν) свидетельствует о том, что оно есть вопреки и наперекор чему-то, т. е. тому, чего нет и не было. Речь идет о метафизической сущности (субстрате), которая, будучи в промежуточном значении μὴ ὄν (кажимое, при/от/сутствующее, шаткая и неопределенная, непроверенная и недостоверная действительность), запирается в неделимую единицу исчисления, одновременно развертывая горизонт соответствующей величины. Исчисляемое сворачивает в единицу счета все случайное и стихийное, неорганизованное и неявное, причем так, что внутри сомкнутых мер (контракция) и (в соответствии с этими мерами) в пространстве высвобожденных измерений уже нет места никаким иным сценариям суще-образования. В результате такого онтологического разворота забывается тема происхождения единиц счета, принципов и норм, сама философия метафизических сущностей (метафизика). То, что есть вопреки и наперекор метафизической сущности, само становится тем, что единственно, достоверно и с необходимостью есть; стирается память о том, как «открываются» величины и концепты, принципы и понятия, темпорально-топологические и феноменологические сценарии, новые горизонты знания.


Ключевые слова: Аристотель, Черняков, сущее первой категории, субстрат, душа, движение, энергия, энтелехия, восприятие, чувство, форма без материи, непосредственно данная дифференция, сличение дифференций, различающая инстанция, не-сущее, сущее как сущее.




A novel approach to interpreting Aristotle within the framework of Alexey Chernyakov's scholarly investigation


Gushchin O.V.,

independent researcher, Moldova, Chisinau

oleg_gusin@mail.ru


Abstract: The pursuit outlined in this discourse endeavors to unveil a method to articulate entities within the foremost realm of Aristotle's metaphysical discourse — an intricate formulation delineating the ineffability of designating an anonymous substrate. According to the Stagirite, the act of sensory perception transcends mere engagement of the five sensory organs; it encompasses the overarching sensation (soul) that perceives immediately and holistically. The observer perceives simultaneously through all modes, devoid of any singular sign of vision, thereby beholding entities within a certain horizon of perspectives. This perpetual motion, forever incomplete and devoid of form, engenders a complex and interdependent relationship between the substrate and the spatial entity, each manifested in accordance with diverse metaphysical algorithms. This reciprocal conditioning opposition is profoundly nuanced, existing in the realm of being, surpassing the confines of subject-object logical constructs. The antithesis (substrate) perpetually presents itself in such a manner as to elude explicit explication of its opposition. Yet, in our relentless pursuit to grasp this opposition, the substrate thrusts forth a different conceptual framework of quantity, obscuring itself while simultaneously scrutinizing... and through what it opposes, so as to remain perpetually veiled.

Within Aristotle's conceptual framework lie concepts that reinterpret metaphysical scenarios into ontological ones. Concepts such as το μη έόν, τν ν, τό τν εναι. The being that exists as it is and was (τό τν εναι), existing inherently by its own presence (τν ν), seems to assert its existence in defiance of that which is not and never was. We are confronted with a metaphysical essence (substrate) existing in the liminal state of μν (apparent, present, precarious, uncertain, unverified, and unreliable reality), ensnared within an indivisible unit of measurement of universally accepted quantities. The countable disintegrates into a unit of counting everything arbitrary and spontaneous, disorganized and implicit, collapsing in such a manner that no room remains within the contracted measures for alternative scenarios of existential formation. Consequently, this ontological paradigm shift engenders forgetfulness regarding the origins of indivisible units of measurement and quantification, principles and norms, the very essence of metaphysical essences (metaphysics); erasing the memory of how quantities and concepts, principles and ideas, temporal-topological and phenomenological scenarios, and new realms of knowledge come to „be discovered.“


Keywords: Aristotle, Chernyakov, being of the first category, substrate, soul, movement, energy, entelechy, perception, feeling, form without matter, directly given differentiation, comparison of differentiations, distinguishing authority, non-existent, existing as an existing.


DOI: 10.37769/2077-6608-2024-45-4