Незримая семья: мифология как полигенетический квест - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №45 июнь, 2024 ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Незримая семья: мифология как полигенетический квест

Мурзин Н. Н.

Мурзин Н.Н.,

к. филос. н., научный сотрудник Центра философских проблем

социальных и гуманитарных наук

Института философии РАН

shywriter@yandex.ru

Аннотация: В античной мифологии некоторые герои наделяются сразу двумя отцами — человеческим и божественным, земным и небесным/стихийным. Это подчеркивает их нуминозный статус, в отличие от людей обыкновенных. Однако в действительности даже у героев отец всегда один: один — настоящий, второй — приемный. Несмотря на все свои чудеса, в этом вопросе миф придерживался жесткой логической структуры, делающей описываемый им мир достаточно непротиворечивым. Т. о., с древнейших времен тема зачатия и рождения — одна из самых ригидных в общечеловеческой культуре, а сопутствующие ей понятия сексуальности и пола становятся, в их традиционном разрешении, надежнейшей опорой материалистической онтологии. Современная фантастика, занявшая до известной степени место мифологии, основываясь на достижениях науки и модных гипотезах интеллектуалов, несколько раз подступалась к этой трудной области, преследуя собственную цель — привнести в жизнь чувство необычайного. В данной статье рассматривается фантастическое допущение, сделанное Куртом Воннегутом в романе «Бойня номер пять», о наличии у любого человеческого ребенка более чем двух родителей. Это позволило автору не только вернуть в обогащенном виде старые мифологические и религиозные представления, но и выстроить новую, расширенную онтологию, делающую совершенно необходимой наличие многомерной (многоуровневой) реальности. Введение последней и без того уже подразумевается многими позднейшими научными концепциями вроде теории Мультиверса. Но не менее важны здесь психологические и эстетические мотивы, соединяющие отвлеченную комбинаторику абстракций с человеческим жизненным миром и превращающие все нестандартное в естественный запрос духа, стремящегося преодолеть тесные границы своей бытийственной колыбели.


Ключевые слова: мифология, фантастика, Курт Воннегут, пол, род, гендер, полигенез.


The invisible family: mythology as a polygenetic quest.


Murzin N.N.,

Ph.D., research fellow, Institute of Philosophy RAS

shywriter@yandex.ru


Abstract: In ancient mythology, some heroes are endowed with two fathers at once — human and divine, earthly and heavenly/elemental. This emphasizes their numinous status, unlike ordinary people. In reality, however, even the heroes always have only one father: one is real, the other is adopted. Despite all its marvelousness, in this matter myth adhered to a rigid logical structure, making the world it describes fairly consistent. Thus, since ancient times, the theme of conception and birth has been one of the most rigid in universal human culture, and the accompanying concepts of sexuality and gender have become, in their traditional resolution, the most reliable pillars of materialist ontology. Modern fiction, which to a certain extent has taken the place of mythology, based on the achievements of science and the trendy hypotheses of intellectuals, has on several occasions approached this difficult area in pursuit of its own goal of bringing a sense of the extraordinary to life. This paper examines the fantastic assumption made by Kurt Vonnegut in his novel Slaughterhouse-Five that any human child has more than two parents. This allowed the author not only to return in an enriched form the old mythological and religious ideas, but also to build a new, expanded ontology, which makes it absolutely necessary to have a multidimensional (multilevel) reality. The introduction of the latter is already implied by many later scientific concepts like the Multiverse theory. But no less important here are the psychological and aesthetic motifs that connect the combinatory of abstractions with the human life world and turn everything non-standard into a natural request of the spirit, striving to overcome the close boundaries of its material cradle.


Keywords: mythology, fiction, Kurt Vonnegut, sex, genus, gender, polygenesis.


DOI: 10.37769/2077-6608-2024-45-2