Взгляд Антигоны
О.В. Аронсон
Аннотация: Статья посвящена творчеству российского философа и исследователя культуры Елены Петровской. В центре внимания статьи — ее оригинальный способ работы, который заключается в расширении возможностей философского анализа через обращение последнего к практике современных пластических искусств. Там, где искусство обнажает формальный прием, свою поэтическую функцию, Елена Петровская видит возможность обнаружить соответствующий этому приему механизм в сфере мышления, что можно назвать «искусством ума» (вариант кантовского Witz). На примере анализа Еленой Петровской живописи и фотографии показано, что ее внимание сосредоточено на знаках аффективности, пятнах, следах, отпечатках внешнего (природы или социума), находящихся в конфликте c человеческими способностями восприятия и понимания. Елена Петровская видит в этом ту сторону образа, которая остается за рамками изображения. Обращение к миметологии Лаку-Лабарта и концепции иконы Мондзен позволяет отчетливее увидеть оригинальный способ работы российского ученого. Ее критический взгляд реанимирует «логику трагического» (Лаку-Лабарт) как вытесненное культурой основание познания (линия Эдипа) и политического суждения (линия Антигоны). Коллективная аффективность и современные технологии, что демонстрируют работы Елены Петровской, позволяют сегодня реанимировать греческую трагедию не только как культурную ценность, а как альтернативную практику мышления, имманентную проблемам современного общества.
Ключевые слова: знак, образ, мимесис, катарсис, след, аффект, Елена Петровская, Лаку-Лабарт, Мондзен.
Antigone's Gaze
Aronson O.V., PhD, senior research fellow of the Department of Aesthetics, RAS Institute of Philosophy, 12/1 Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-6753-7724 olegaronson@yandex.ru
Abstract: The article is devoted to the work of Russian philosopher and cultural researcher Helen Petrovsky. The focus of the article is her original way of working, which consists in expanding the possibilities of philosophical analysis through reference to the practice of contemporary arts. Where art reveals its technique, Helen Petrovsky sees an opportunity to find a mechanism corresponding to this method in the sphere of thinking, a version of the Kantian Witz. The example of Helen Petrovsky's analysis of painting and photography shows that her attention is focused on signs-affects, stains, traces, imprints of the external (nature or society), which are in conflict with human abilities of perception and understanding. Here the side of the image that remains outside the representation manifests itself. Turning to Lacoue-Labarthe's mimetology and Mondzain's interpretation of the icon allows us to see more clearly the Russian scholar's original way of working. Her critical gaze reanimates the "logic of the tragic" (Lacoue-Labarthe) as the culturally displaced basis of cognition (Oedipus' line) and judgment (Antigone's line). The collective affectivity and modern technologies with which Helen Petrovsky works allow us today to see Greek tragedy not so much as a cultural value, but as an alternative practice of thinking immanent to the problems of contemporary society.
Keywords: sign, image, mimesis, catharsis, trace, affect, Helen Petrovsky, Lacoue- Labarthe, Mondzain.
DOI: 10.37769/2077-6608-2023-43-3