Эпистемологические импликации доктрины пратьябхиджня - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №42 сентябрь, 2023 УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Эпистемологические импликации доктрины пратьябхиджня

Бандурин М.А.

Аннотация: Исследование посвящено анализу взаимного влияния онтологических и эпистемологических принципов в доктрине пратьябхиджня, представляющей собой рациональное выражение кашмирского шиваизма, в контексте выявления её эпистемологических импликаций. В качестве наиболее важных из них рассматриваются различение реальности знания и его истинности, т. е. сильный дизъюнктивизм, и доктрина сватах праманья. Первый раздел исследования посвящён выявлению базовых эпистемологических принципов пратьябхиджни в контексте её общей онтологии. Сделан вывод о том, что одна из основ последней, особым образом интерпретированная доктрина сватах пракаша, с необходимостью предполагает и дополнительно обосновывает принцип сватах праманья. Кроме того, эпистемология пратьябхиджни рассмотрена в качестве парадигмального случая сильного дизъюнктивизма. Во втором разделе, наоборот, анализируется влияние эпистемологических импликаций доктрины пратьябхиджня на формулировку её базовых онтологических принципов. Сделан вывод о том, что, с учётом фактического приравнивания в ней реальности к знанию, одна из её ключевых особенностей — отождествление ошибки и истины на онтологическом уровне — не была бы возможной без предварительного различения реальности знания и его истинности на эпистемологическом уровне. Кроме того, показано, как вся эта совокупность принципов позволяет философам пратьябхиджни характеризовать ограниченного субъекта в качестве сознательного, одновременно считая его объектом, и предложить необычную для индийской «сотериологии» трактовку ложного эго.

Ключевые слова: эпистемология, индийская философия, пратьябхиджня, Утпаладева, Абхинавагупта, дизъюнктивизм, сватах праманья, сватах пракаша, истина, знание, реальность.

Epistemological Implications of the Pratyabhijñā Doctrine

М. A. Bandurin, Ph.D., independent researcher, Ivanovo, Russia, mb.ivsu@gmail.com

Abstract: The study is devoted to the analysis of the mutual influence of the ontological and epistemological principles of the Pratyabhijñā doctrine, which constitutes a rational core of Kashmir Shaivism, in the context of identifying its epistemological implications. The most significant of them are considered the distinction between the reality of knowledge and its truth, i.e., strong disjunctivism, and the svata prāmāya doctrine. The first part of the study is devoted to discerning the basic epistemological principles of the Pratyabhijñā in the context of its general ontology. It is concluded that one of the foundations of the latter, a particular interpretation of the svata prakāśa doctrine, necessarily presupposes and additionally justifies the principle of svata prāmāya. Besides, the epistemology of the Pratyabhijñā is examined as a paradigm case of strong disjunctivism. In turn, the second part analyzes the influence of the epistemological implications of the Pratyabhijñā doctrine on the formulation of its basic ontological principles. It is concluded that given its virtual equation of reality with knowledge, one of its salient features, namely the identification of error and truth at the ontological level, would not be possible without a preliminary distinction between the reality of knowledge and its truth at the epistemological level. Besides, it is shown how this entire set of principles allowed the philosophers of the Pratyabhijñā to characterize the limited subject as sentient even while considering it an object and offer an interpretation of false egoity that is unusual by the standards of Indian "soteriology".

Keywords: epistemology, Indian philosophy, Pratyabhijñā, Utpaladeva, Abhinavagupta, disjunctivism, svataḥ prāmāṇya, svataḥ prakāśa, truth, knowledge, reality.

DOI: 10.37769/2077-6608-2023-42-7