Культура как травма. По следам некоторых антропологических и юридических версий
Неретина С.С.
Аннотация: На основе антропологических идей К. Гирца, М. К. Петрова, Э. Вивейруша де Кастру и др. приводятся размышления о том, что значит быть человеком в момент, когда сам проект Homosapiens подлежит глобальному пересмотру. Разрешение парадокса, что разум конечного, обреченного на смерть человека обеспечивает ему бессмертие через произведения культуры, а природа, дарующая жизнь и жизнеобеспечение, влечет к смерти, приводит к вопросу, не является ли бытие человеком в культуре отличительным признаком именно человека, который от природы обладает внутренней кодировкой, сосредоточивающей в себе признаки всего органического живого и социокультурного. Культура присутствует при начале формирования человека, входя в его состав, а разум, который определялся как одна из форм сознания, оказывается организованной системой предрасположенностей, которая находит свое выражение в неких действиях и неких вещах. Поскольку культура определяет человека изначально, то она изначально (внутренне) травмирована связью с ничто, оказывающим влияние на ее формирование. Отсюда большую важность приобретает вопрос о естественном праве человека.
Ключевые слова: культура, сила, насилие, травма, разум, социальное кодирование, Гирц, Петров, Гефтер, жизнь, смерть.
Culture as a trauma. Following in the footsteps of some anthropological and legal versions
Abstract:Based on the anthropological idea of K. Geertz, M. K. Petrov, E. V. de Castro, the work reflects on what it means to be a man at a time when the Homo sapiens project itself is subject to global revision. The resolution of the paradox that the mind of a finite, doomed to death person provides him with immortality through the works of culture, and nature, which gives life and life support, leads to death, leads to the question of whether being a person in culture is a distinctive feature of a person who naturally possesses internal coding, concentrating in itself the signs of everything organic, living and socio-cultural. Culture is present at the beginning of the formation of a person, entering into its composition, and the mind, which was defined as one of the forms of consciousness, turns out to be an organized system of predispositions, which finds its expression in certain actions and certain things. Since culture defines a person from the very beginning, it is initially (internally) traumatized by the connection with nothing that influences its formation.Hence, the question of the natural right of man becomes of great importance.
Keywords: culture, power, surgeon, trauma, mind, social coding, Gееrtz, Petrov, Gefter, life, death.
DOI: 10.37769/2077-6608-2023-42-1