Рубен Апресян* рассказывает о XXXIII конференции «Ум и жизнь», своем понимании «Светской этики» Далай-ламы и концепции «социально-эмоционального научения» (комментарий к комментариям) - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №40 март, 2023 ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Рубен Апресян* рассказывает о XXXIII конференции «Ум и жизнь», своем понимании «Светской этики» Далай-ламы и концепции «социально-эмоционального научения» (комментарий к комментариям)

Розин В.М.

 Признан Министерством юстиции РФ иностранным агентом

____________________________________________________________

Аннотация: В статье изложены основные идеи выступления Рубена Апресяна в Институте философии РАН в 2018 г. Автор комментирует эти идеи, используя результаты своих исследований эзотерических учений, истории философии и эмоций. В частности, выдвигает предположение, что Далай-лама, желая помочь человечеству и понимая, что люди скорее поверят науке и обычной этике (понятиям добра, понимания, помощи, сочувствия и др.), чем буддизму, считает, что путь Будды непосильный для обычного, среднего человека. Вместо деконструкции реальности, ведущей, по Будде, к страданиям, он предлагает культивировать (формировать) средствами образования и антропотехники хорошее бытие и общество, причем навигатором и мотором этого процесса, утверждает Далай-лама, является правильное мышление (ум).

Ключевые слова: сознание, ум, этика, добро, учение, идеи, реализация, индивид, социальность, буддизм.

Ruben Apressyan talks about the XXXIII Mind and Life Conference, his understanding of the Dalai Lama's "Secular Ethics" and the concept of "socio-emotional learning" (comment to comments)

Rozin V. M., doctor of philosophical science, rozinvm@gmail.com

Abstract: The article outlines the main ideas of Ruben Apressyan's speech at the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences in 2018. The author comments on these ideas using the results of his research on esoteric teachings, the history of philosophy and emotions. In particular, he suggests that the Dalai Lama, wishing to help humanity and realizing that people would rather believe science and ordinary ethics (the concepts of kindness, understanding, help, sympathy, etc.) than Buddhism, believes that the path of the Buddha is unbearable for ordinary, the average person. Instead of deconstructing the reality that leads to suffering according to the Buddha, he proposes to cultivate (form) by means of education and anthropotechnics a good being and society, and the navigator and engine of this process, the Dalai Lama claims, is the right thinking (mind).

Keywords: consciousness, mind, ethics, goodness, teaching, ideas, realization, individual, sociality, Buddhism

DOI: 10.37769/2077-6608-2023-40-3