Штрихи к портрету зла: специфика демонологии Стивена Кинга
Мурзин Н.Н.
Аннотация: Зло и страх, вызываемый им — будь то страх оказаться жертвой зла или самому совершить зло, — древнейшие спутники человеческого сознания. Сильнейшее отторжение, которое вызывает зло, совершенно естественно, и, однако, оно препятствует познанию, а вместе с тем, соответственно, преодолению зла. Искусство, сублимируя этот страх в его непосредственной форме, вмещает зло в символические и метафорические фигуры, которые мы способны и даже желаем принять, тем самым вручив им над нами опосредованную, но весьма значительную власть, за счет придаваемого им очарования и соблазнительности. Цель этого опасного эксперимента — во-первых, укрепление чувства метафизического контроля, когда зло превращается в конечном итоге в собирательный образ, возвышающий нас как носителей интеллекта, в грандиозное обобщение, говорящее о том, что мы в состоянии видеть мир как целое, т. е. трансцендировать за пределы conditio humana с его частными вызовами и конкретными жизненными проблемами. Во-вторых, речь идет об оформлении зла в эстетически законченный феномен для дальнейшего сложного взаимодействия с ним, вплоть до полного преодоления его соблазнов и торжества морали и адекватности. Насколько мы нуждаемся в этих психологических механизмах, в элементе катарсиса, который они несут, показывают произведения современного автора романов ужасов Стивена Кинга.
Ключевые слова: зло, страх, религия, философия, искусство, образ, человек, Стивен Кинг
Guessing the face of evil: some characteristic traits to Stephen King’s demonology
Murzin N. N., Ph.D., research fellow, Institute of Philosophy RAS, shywriter@yandex.ru
Abstract: Evil and the fear coming along with it — either the fear to become its victim or its agent — is haunting mankind’s consciousness since the dawn of time. The powerful instinctive rejection that evil causes is only natural, and yet it prevents us from cognizing it and, thus, from building more effective defenses against it. Art sublimes the direct blow of our anxiety by transforming evil into symbolic and metaphorical figures which we can imaginably deal with and even accept them, making them specifically interesting and even attractive. Along with artistic indulgence we strengthen the sense of metaphysical control over evil: Eventually shaping evil as a notion and an aggregative image we confirm to ourselves that we do have the ability to rise to the transcendent height of considering the Being as a Whole (or to the phenomenological essential insight), by doing so putting aside the limitations that conditio humana with its partiality and practical trivia lays upon us. Then again, presenting evil as an aesthetic phenomenon we design the kind of a virtual playground where we model it, counteract it and through this, finally establish our moral intuition on a new proven basis. Why is it so needed and reviving for us to create and use these psychological machines, not to mention the catharsis element they bring us, show some works of a prominent modern author Stephen King, the explorer of the theme of evil in the field of pop-culture.
Keywords: evil, fear, religion, philosophy, nihilism, fanaticism, psychology, art, image, human, Stephen King
DOI: 10.37769/2077-6608-2022-39-5