О понимании войны в диалоге Платона «Алкивиад I»
Неретина С.С (Комментарий). Платон: Алкивиад Первый
Аннотация: Диалог Платона «Алкивиад I» вводит в самое существо философского дела — знания, насколько оно доступно человеку. Диалог, который ведут умудренный Сократ и юный тщеславный Алкивиад, который, желая играть первую роль в политике, решил «наполнить своим именем и силою целое, можно сказать, человечество», т. е. развязать войну. Сократ, сокрушенный таким желанием, побудил Алкивиада рассмотреть то, что называется «последними вопросами»: войны и мира. Разворачивая аргументацию, он обсуждает понятия справедливости/несправедливости, права/беззакония, добра/зла, которые оказываются двусмысленными, как и идея свободы: она, с одной стороны (Сократа), понимается как характеристика добродетели, а с другой (Алкивиада) — своеволием и волюнтаризмом. Необходимость для Алкивиада остаться «самим собой» предполагала тиранически доступную возможность войны, которая была способом осуществления его «свободы». Война оказалась извращением мира, «авантюрой духа» и «величайшим горем», которые приносят людям высвобожденные силы, каковыми мир не знает, как пользоваться.
Ключевые слова: война, операция, знание, незнание, сила, справедливость, добродетель, свобода, своеволие, волюнтаризм
On the concept of war in Plato's dialogue "Alcibiades I"
Neretina S. S., DPhi, Institute of Philisophy of Russian Academy of Science,
Chief Scientific Researcher, Professor, Chief editor of journal "Vox", abaelardus@mail.ru
Abstract: Plato's dialogue "Alcibiades I" introduces the very essence of philosophical business — knowledge, as far as it is accessible to man. The dialogue conducted by the wise Socrates and the young vain Alcibiades, who, wanting to play the first role in politics, decided to "fill the whole, one might say, humanity with his name and power," i. e. to unleash a war. Socrates, crushed by such a desire, prompted Alcibiades to consider what are called the "last questions": war and peace. Unfolding the argument, he discusses the concepts of justice/injustice, right/lawlessness, good/evil, which turn out to be ambiguous, as well as the idea of freedom: on the one hand (Socrates) it is understood as a characteristic of virtue, and on the other (Alcibiades) — self-will and voluntarism. The need for Alcibiades to remain "himself" presupposed the tyrannically accessible possibility of war, which was a way of exercising his "freedom". The war turned out to be a perversion of the world, an "adventure of the spirit" and "the greatest grief" that people bring released forces that the world does not know how to use.
Keywords: war, operation, knowledge, ignorance, force, justice, virtue, freedom, self-will, voluntarism
DOI: 10.37769/2077-6608-2022-39-8