«Магия огненной спирали»: об одном кинематографическом приеме режиссера Владимира Кобрина
Парамонов А.А.
Аннотация: В серии «учебных фильмов» 80-х годов, посвященных различным явлениям и эффектам из области естественных наук, Владимир Кобрин иногда обращается к разработанному им приему, который он называет «методом получения киноизображения с помощью бегущего луча». В частности, в фильме «Физические основы квантовой механики» этот прием используется для создания наглядного образа известного соотношения неопределенностей Гейзенберга. В статье делается попытка показать, что эффект разработанного режиссером приема выходит за рамки лишь технического способа визуализации абстрактного научно-теоретического представления. Высказывается предположение, этот прием в поздних фильмах Кобрина, для которых характерны фрагментарность, аллегоричность изображения, сдвиг от выражения движения к пластике превращений, замещение фигуры зрителя-наблюдателя фигурой зрителя-свидетеля, выступает своего рода механизмом сгущения, техникой «пробуждения к узнаванию» за рамками возможностей зрительской сборки киномонтажа.
Ключевые слова: Владимир Кобрин, метод получения киноизображения с помощью бегущего луча, аллегория, руины, наблюдатель, свидетель
“The magic of fiery spiral”: on one Vladimir Kobrin’s cinematic technique
Paramonov A. A., Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, 12/1 Goncharnaya Str., 12/1, Moscow, 109240, Russian Federation, andrei-paramonov@yandex.ru
Abstract: In a series of "educational films" of the 80s devoted to various phenomena and effects from the field of natural sciences, Vladimir Kobrin sometimes refers to the technique he developed, which he calls "the method of obtaining a movie image using a running beam." In particular, in the film "The Physical Foundations of Quantum Mechanics", this technique is used to create a visual image of the well-known Heisenberg uncertainty relation. The article attempts to show that the effect of the technique developed by the director goes beyond just a technical way of visualizing an abstract scientific and theoretical representation. It is suggested that this technique in Kobrin's later films, which are characterized by fragmentary, allegorical images, a shift from the expression of movement to the plasticity of transformations, the replacement of the spectator-observer figure with the spectator-witness figure, acts as a kind of condensation mechanism, a technique of "awakening to recognition" beyond the capabilities of the spectator assembly of film editing.
Keywords: Vladimir Kobrin, educational films, a method of obtaining a film image using a running beam, allegory, ruins, observer, witness
DOI: 10.37769/2077-6608-2022-39-4