Литературное творчество и русская философия - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №39 декабрь, 2022 ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Литературное творчество и русская философия

Сиземская И. Н.

Аннотация: В статье прослеживаются линии взаимосвязи философии как системного знания о мире и литературы как формы художественного созерцания. Понятийное и образное постижение мира, по оценке автора, является атрибутивным свойством духовной жизнедеятельности социума. В парадигме такого понимания союз философии с многообразными видами литературного творчества рассматривается как базовая составляющая отечественной духовной культуры XIX — начала ХХ века, которая определила её национальную особенность, став её своеобразным знаковым кодом. Она, с одной стороны, задала главный вектор литературному творчеству, включив в него поиск смыслов бытия, и наполнила интуиции художественно-образного мышления философским содержанием, а с другой стороны, «разбавила» метафизику философской мысли мировоззренческими вопросами о прогрессе, социальной справедливости и равенстве, страхуя философскую рефлексию от диктата жёстких концептуальных схем.

Ключевые слова: целостность бытия, духовная культура, понятийное мышление, художественное созерцание, союз философии и литературы, «импрессионизм мысли», знание и вера, интеллигентское сознание, романтический персонализм

Literary creativity and Russian philosophy

Sizemskaya I. N., Ph.D., Chief Researcher, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Russian, Moscow, 109240, Goncharnaya str., app. 12/1,

sizemskaya@mail.ru

Abstract: The article traces the lines of interrelation of philosophy as a systematic knowledge of the world and literature as a form of artistic contemplation. Conceptual and figurative comprehension of the world, according to the author, are attributive properties of the spiritual life of society. In the paradigm of this understanding, the union of philosophy with diverse types of literary creativity is considered as a basic component of the national spiritual culture of the XIX — early XX century, which determined its national peculiarity, becoming a kind of symbolic code. On the one hand, she set the main vector of literary creativity, including the search for the meanings of being, and filled the intuitions of artistic and imaginative thinking with philosophical content, on the other hand, she "added" metaphysics of philosophical thought with ideological questions about progress, social justice and equality, insuring philosophical reflection from the dictates of rigid conceptual schemes.

Keywords: Integrity of being, spiritual culture, conceptual thinking, artistic contemplation, union of philosophy and literature, "impressionism of thought", knowledge and faith, intellectual consciousness, romantic personalism.

DOI: 10.37769/2077-6608-2022-39-3