Дух Спарты, или Вкус Ксенофонта - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №38 сентябрь, 2022 ШАГИ ПО СЛЕДАМ

Дух Спарты, или Вкус Ксенофонта

Штраус Л.

Аннотация: Данная статья, в первый и единственный раз опубликованная в 1939 году, являет собой начальную точку «эзотерических» исследований Лео Штрауса. Будучи посвященной разбору трактата «Лакедемонская полития» Ксенофонта Афинского, она на его примере описывает причины, приемы и смысл техники письма «между строк». Штраус последовательно показывает, как именно Ксенофонт скрыл свою критику спартанского государственного устройства за фасадом его превознесения. Но что, быть может, еще важнее, в этой статье Штраус впервые выраженно пытается переломить закрепившееся в XIX веке отношение к Ксенофонту как к заурядному и ангажированному лаконофильством историку, возвращая ему серьезный статус мыслителя — статус сократического философа. Он показывает, сколь тщательно Ксенофонт подходит к изучению спартанского режима и за что этот внешне крайне успешный и крайне стабильный режим на самом деле достоин политико-философской критики. Тем самым приоткрывая для внимательного читателя сущность классической политической философии.

Ключевые слова: Лео Штраус, Ксенофонт, Спарта, политика, философия, город

______________________________________________________________________

Перевод с немецкого: Мишурин Александр Николаевич, politconvers@gmail.com

______________________________________________________________________

The Spirit of Sparta or the Taste of Xenophon

Strauss L.

Abstract: The article which was published for the first and single time in 1939, is the starting point of Leo Strauss’ “esoteric” scholarship. While devoted to the investigation of Xenophon’s treatise called Constitution of the Lacedemonians the article, using it as an example, shows reasons, techniques, and the meaning of writing “between the lines”. Strauss sequentially shows how Xenophon hides his critique of the Spartan constitution behind the facade of an encomium. But what may be even more important, in the piece Strauss clearly tries to overcome the established 19th-century view that Xenophon was a mediocre and charged with laconophilia historian; he tries to reinstate Xenophon’s position as that of a serious thinker: a Socratic philosopher. He shows how meticulously Xenophon studies the Spartan constitution and that this apparently very successful and very stable regime, in fact, deserves serious politico-philosophic critique. Thereby he partially reveals the essence of classical political philosophy to careful readers.

Keywords: Leo Strauss, Xenophon, Sparta, politics, philosophy, city

DOI: 10.37769/2077-6608-2022-38-6