А. П. Огурцов — о гуманитарно-антропологическом повороте
Розин В.М.
Аннотация: В статье обсуждается концепция гуманитарно-антропологического поворота, сформулированная известным российским философом Александром Павловичем Огурцовым. Он разбирает взгляды Дильтея, показывая, что тот является не только зачинателем гуманитарного дискурса, но и, по сути, разрабатывает альтернативное естественно-научному подходу новое направление философии. Автор анализирует ситуацию, обусловившую необходимость разработки этого направления, а также понятий «жизнь», «история», «понимание», «выражение» и «переживание», которые Дильтей кладет в основание своей философской системы. Он показывает, что сущностной особенностью перечисленных понятий выступает двойная модальность. С одной стороны, история (соответственно, жизнь, понимание, выражение, переживание) «сингулярна», то есть меняется не по какому-то закону, а в силу случайных обстоятельств, с другой — жизнь меняется вполне законосообразно, под влиянием механизмов культуры, языка, экономики, взаимоотношений людей, техники. Объясняется интерес Дильтея к холистическому анализу жизни. Автор показывает, что в рамках гуманитарно-антропологического изучения целостность жизни обусловлена целым рядом факторов: проблемой, которую решает исследователь, доступными ему нарративами и текстами, методологией гуманитарного познания. В других гуманитарных исследованиях эти факторы будут меняться, следовательно, будет меняться и целостность жизни. Получается, что целостность жизни, над которой бился Дильтей, не является независимой от исследователя, его личности и жизни, она конституируется в самом процессе гуманитарного познания, частично как сингулярный, частично как закономерный феномен.
Ключевые слова: жизнь, история, переживание, выражение, понимание, поворот, сингулярность, закономерность.
A. P. Ogurtsov about the humanitarian-anthropological turn
Rozin V., Institute of philosophy, RAS, Moscow, rozinvm@gmail.com
Abstract: The article discusses the concept of the humanitarian-anthropological turn formulated by the famous Russian philosopher Alexander Pavlovich Ogurtsov. He analyzes Dilthey's views, showing that he is not only the initiator of humanitarian discourse, but, in fact, is developing a new direction of philosophy alternative to the natural science approach. The author analyzes the situation that necessitated the development of this direction, as well as the concepts of "life", "history", "understanding", "expression" and "experience", which Dilthey puts at the basis of his philosophical system. He shows that the essential feature of these concepts is a double modality. On the one hand, history (respectively, life, understanding, expression, experience) is “singular”, that is, it changes not according to some law, but due to random circumstances, on the other hand, life changes quite lawfully, under the influence of the mechanisms of culture, language, economics, relationships between people, technology. Dilthey's interest in a holistic analysis of life is explained. The author shows that within the framework of humanitarian and anthropological study, the integrity of life is determined by a number of factors: the problem that the researcher solves, the narratives and texts available to him, the methodology of humanitarian knowledge. In other humanitarian studies, these factors will change, and therefore the integrity of life will also change. It turns out that the integrity of life, over which Dilthey struggled, is not independent of the researcher, his personality and life, it is constituted in the very process of humanitarian knowledge, partly as a singular, partly natural phenomenon.
Keywords: life, history, experience, expression, understanding, turn, singularity, regularity.
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2022-37-2