Пустота «абсолютного знания», или Как выжить в Царстве теней (поиск ключей к «Науке логики» Гегеля — ключ № 3)
Сухно А.А., Гулин В.В.
Аннотация: В статье предлагается рассмотреть «Науку логики» Гегеля как проект, где самым важным является не описание «законов мышления», но скорее более точное определение теоретического уровня, на котором мышление само становится предметом собственного описания. Тем самым, с одной стороны, Гегель вскрывает парадокс, который лежит в основании логики как философской дисциплины, а с другой — стремится показать возможность существования логики в «экстремальных» условиях этого парадокса. В рамках такого подхода логика неотделима от теории познания — предполагается, что устройство или «форма» мышления не может быть «нейтральной» относительно своего содержания. Поэтому, по Гегелю, в действительности имеет место не логика изолированных, протекающих в сознании операций, но логика «самого предмета», который в этих операциях сам себя показывает и непосредственно реализует. На этом уровне нет разрыва между мыслящим сознанием и отделёнными от него предметами внешнего мира. Речь идёт об особом — «до-онтологическом» — измерении, где чувственный опыт субъекта ещё не организован и не структурирован, и предмет мышления и само мышление образуют единое целое. Такое измерение развёрнуто в историческом опыте философской мысли начиная с Античности, и фиксируется Гегелем под именем «Понятия» или «Абсолютного знания». В статье ставится вопрос, почему это измерение постоянно от нас ускользает, обретая в умах интерпретаторов Гегеля «полумистический» статус, и каким образом всё-таки можно в него проникнуть.
Ключевые слова: Гегель, «Наука логики», мышление, абсолютное знание, абстракция, здравый смысл, предметный смысл.
Emptiness of Ultimate Knowledge or How to survive in the realm of shadows (quest for the keys to Hegel’s «Science of Logic» — key No. 3)
Alexey A. Sukhno, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia, volyakvlasti@mail.ru
Viacheslav V. Gulin, Institute of Computer Aided Design of the Russian Academy of Sciences (ICAD RAS), Moscow, Russia, kornet104@gmail.com
Abstract: The article proposes to consider Hegel's “Science of Logic” as a project, where the most important thing is not to describe the “laws of thinking”, but rather to propose a more precise definition of the theoretical level at which thinking itself becomes the subject of its own description. Thus, on the one hand, Hegel reveals the paradox that lies at the basis of the logic as a philosophical discipline, and on the other, seeks to show the possibility of the existence of the logic in the extreme conditions of this paradox. Within the framework of this approach, logic is inseparable from the theory of knowledge — it is assumed that the configuration or “form” of thinking cannot be “neutral” with respect to its content. Therefore, according to Hegel, in reality there is not the logic of isolated operations occurring in the mind, but the logic of “the object itself”, which shows and directly embodies itself in these operations. At this level, there is no gap between the thinking consciousness and objects of the external world separated from it. We are talking about a special — “pre-ontological” — dimension, where the subject's sensory experience is not yet launched and distinguished, and a subject of the thinking process and thinking itself form a single whole. Such a dimension is developed in the historical experience of philosophical thought, starting from Antiquity, and is captured by Hegel under the name of “Ultimate knowledge”. The article raises the question of why this dimension repeatedly eludes us, acquiring a “semi-mystical” status in the minds of Hegel's interpreters, and yet how it is still possible to infiltrate into it.
Keywords: Hegel, “Science of Logic”, thought, Ultimate Knowledge, abstraction, common sense, objective understanding
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2022-37-9