Окказициональное бытие как принцип интерпретации некоторых понятий философии Аристотеля и Канта - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №37 июнь, 2022 УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Окказициональное бытие как принцип интерпретации некоторых понятий философии Аристотеля и Канта

Гущин О.В.

Аннотация: Окказициональное бытие выявлено при анализе аристотелевского термина «не-сущее» (μὴ ὄν). В статье окказициональному приданы широкие онтологические полномочия, позволяющие трактовать бытие Аристотеля и ряд субстантивных понятий Канта в аспекте сложных темпоральных конфигураций. Предпринята попытка прояснить, каким образом окказициональное выступает у Аристотеля в качестве коррелята сущего, а у Канта — в качестве непознаваемого Х, которому противостоит единство трансцендентального знания. Стремление Канта «очистить» субстанциальное от окказиционального приводит к таким изменениям темпоральной мозаики, при которых шатким становится собственно эмпирическое. При этом единственным устойчивым в мерцании эмпирического выступает синтез многообразного, понятие души и трансцендентальная апперцепция. В статье попутно представлен анализ понятия времени.

Ключевые слова: окказициональное бытие, сущее, не-сущее, субстанция, субъект, время, отлагание времени, пере-началие, душа.

Occasional Being as a Principle of Interpretation of some concepts of the philosophy of Aristotle and Kant

Gushchin O. V., independent researcher, Moldova, Chisinau, oleg_gusin@mail.ru

Abstract: Occasional being was obtained in the analysis of the Aristotelian term "non-existent" (μὴὄν). In the article, the occasional is given wide ontological powers, allowing to interpret the being of Aristotle and a number of Kant's substantive concepts in the aspect of complex temporal configurations. An attempt is made to clarify how the occasional appears in Aristotle as a correlate of the existent, and in Kant as the unknowable X, which is opposed by the unity of transcendental knowledge. Kant's desire to "clear" the substantial from the occasional leads to such changes in the temporal mosaic, in which the actual empirical becomes shaky. At the same time, the only stable in the flickering of the empirical is the synthesis of the manifold, the concept of the soul and transcendental apperception. The article also presents an analysis of the concept of time.

Keywords: occasional being, existing, non-existent, substance, subject, time, postponing time, re-beginning, soul

DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2022-37-10