Преодоление времени у Хлебникова и Филонова. К анализу «авангардного сознания» - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №35 декабрь, 2021 ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Преодоление времени у Хлебникова и Филонова. К анализу «авангардного сознания»

Подорога Ю.В.

Аннотация: В данной статье ставится вопрос о том, каким образом понятие жизненного времени (длительности) Бергсона подвергается художественной трансформации в двух проектах по «преодолению времени», представленных, с одной стороны, поэтом Велимиром Хлебниковым, а с другой — художником Павлом Филоновым. Такое отношение ко времени, согласно терминологии Валерия Подороги, можно понимать в рамках «авангардного сознания», отличительной характеристикой которого является проектность, то есть моделирование будущего. В случае Хлебникова речь идет о вычислении законов времени, позволяющих предупреждать исторические катаклизмы и предугадывать их последствия в будущем. У Филонова проект «знающего глаза», способного «интуировать», то есть предсказывать форму любой эволюционирующей вещи, претендует на схватывание процессов ее становления в границах заданной холстом поверхности. Тем не менее, опираясь на философию длительности Бергсона, в обоих проектах можно выявить составляющую, которая, как кажется, вступает в противоречие с пространственной схематизацией и конструкцией времени, характерной для авангардного сознания. Если представление о времени Хлебникова уходит своими корнями в первичный травматический опыт его разрушительной природы, то Филонов точно так же не представляет себе эволюционного процесса без распада материи, которое остро переживается им на уровне художественной формы. Анализируя две творческие установки, я прихожу к выводу, что как проект поэтического словотворчества Хлебникова, так и понятие «чистой эволюционирующей формы» Филонова, апеллируя к первичному переживанию времени, предусматривают, по сути дела, диалектический скачок, благодаря которому конфликт между опытом времени и его конструкцией снимается.

Ключевые слова: Хлебников, Филонов, преодоление времени, авангардное сознание, Бергсон, проектность, опыт времени, Закон, аналитическое искусство

 

Overcoming Time in Khlebnikov and Filonov. Towards the analysis of the “avant-garde consciousness”

Podoroga Iou. V., Doctor of Science in Slavic Studies (Sorbonne, France), PhD in Philosophy, Senior Research Fellow, Institute of Philosophy RAS, Sector of Analytical Anthropology, podoroga.ioulia@gmail.com

Abstract: The present article explores how Bergson’s notion of vital time (duration) is transformed in the two projects of “overcoming time” presented, on the one hand, by the poet Velimir Khlebnikov, and, on the other, by the painter Pavel Filonov. This attitude towards time, according to the terminology of Valery Podoroga, can be understood within the framework of “avant-garde consciousness”, the distinguishing characteristic of which is projection, that is, modeling of the future. In the case of Khlebnikov we are talking about calculating the Laws of time in order to prevent historical cataclysms and foresee their consequences in the future. Filonov’s project of “knowing eye” capable of “intuiting”, i.e. predicting the form of any evolving thing, pretends to grasp the processes of its formation within the boundaries of the surface given by the canvas. Nevertheless, drawing on Bergson’s philosophy of duration, we can identify in both projects a component that seems to contradict the spatial schematization and construction of time specific to avant-garde consciousness. If Khlebnikov’s notion of time is rooted in the primary traumatic experience of its destructive nature, Filonov does not imagine an evolutionary process without the disintegration of matter, which he acutely experiences at the level of artistic form. Analyzing the two creative attitudes, I come to the conclusion that both Khlebnikov’s project of poetic word-making and Filonov’s idea of “pure evolving form”, appealing to the primary experience of time, provide, in fact, a dialectical leap, through which the conflict between the experience of time and its construction can be removed.

Keywords: Khlebnikov, Filonov, overcoming time, avant-garde consciousness, Bergson, project, experience of time, Law, analytic art

DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2021-35-9