Цивилизационный проект как предмет исследования: логика смыслов и оптика анализа - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №35 декабрь, 2021 ПЕРВОЕ СЛОВО

Цивилизационный проект как предмет исследования: логика смыслов и оптика анализа

Рубцов А.

Аннотация: Сверхмощная полисемия дискурса о цивилизации рассматривается не как дефект языка и речи, но как объективная, неустранимая характеристика самого предмета и дискурса о нём. Это исключает возможность универсальных или сводных дефиниций. Выход предлагается в особого рода семантической эмпатии — в принятии дискурса о цивилизации в презумпции его полноты, в осмысленных интуициях понимания. Принцип «цивилизационной множественности» или «цивилизации цивилизаций» подводит к идеям множественности цивилизационных проектов, в том числе к необходимости понимания Российского проекта цивилизационного развития в том числе и как «проекта проектов», то есть не только мега-, но и метапроекта. Новое время рассматривается как «время проектов» с соответствующими выходами в проблематику постсовременности, постмодерна, и постпостмодернизма. Рассматриваются темпоральные противоречия проекта, парадоксы динамики и статики. Что есть проект: будущее в настоящем и (или) настоящее в будущем? Аналогична онтологическая двойственность проекта: процесс и вещь, жизнь и изделие, план и воплощение. Дискурс о цивилизации рассматривается как системный объект. Реконструкция общего проблемно-тематического пространства осуществляется методом контурного картирования. Обосновывается изоморфизм исторического времени и пространства анализа: картина как изображение и как кинокартина, как последовательность кадров. Вводится методика обратной перспективы — реверсивного исследования и ретроанализа, в котором генезис дополняется техниками «вскрытия».

Ключевые слова: дискурс о цивилизации, презумпция полноты, сверхмощная полисемия, темпоральная и онтологическая двойственность проекта, изоморфизм изображения и структуры процесса (картины и кинокартины), логика обратной перспективы, реверсивное исследование и ретроанализ, методики вскрытия


Civilizational Project as Subject of Research: Logic of Meanings and Optics of Analysis

Rubtsov A. V., Head, Department of Philosophical Studies of Ideological Processes, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, roubcov@inbox.ru

Abstract: The super-powerful polysemy of discourse about civilization is seen not as a defect in language and speech, but as an objective, irreducible characterization of the subject itself and the discourse about it. This excludes the possibility of universal or consolidated definitions. The solution is offered in a special kind of semantic empathy — in the acceptance of the discourse about civilization in the presumption of its fullness, in the meaningful intuitions of understanding. The principle of "civilizational multiplicity" or "civilization of civilizations" leads to the ideas of the multiplicity of civilizational projects, including the need to understand the Russian project of civilizational development as a "project of projects", that is, not only a mega-, but also a meta-project. Modern times are seen as "times of projects" with corresponding outlets in the problems of postmodernity, postmodern, and postmodernism. The temporal contradictions of the project, the paradoxes of dynamics and statics are considered. Is a project a future in the present and/or a present in the future? The ontological duality of the project is similar: process and thing, life and product, plan and embodiment. The discourse on civilization is considered as a systemic object. Reconstruction of the common problem-thematic space is carried out by the method of contour mapping. The isomorphism of historical time and space of analysis is substantiated: a picture as an image and as a motion picture, as a sequence of frames. A reverse perspective technique is introduced — reverse research and retro analysis, in which the genesis is supplemented by "autopsy" techniques.

Keywords: discourse on civilization, presumption of completeness, super-powerful polysemy, temporal and ontological duality of the project, isomorphism of the image and structure of the process (pictures and films), logic of reverse perspective, reverse research and retro analysis, methods of autopsy

DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2021-35-4