Ноуменальное болото: послекантовский репрезентационизм и его реляционалистская критика в свете сильного дизъюнктивизма
Бандурин М.А.
Аннотация: Эпистемологический очерк посвящён рассмотрению вопроса о существовании репрезентационального содержания в случае прямого истинного знания. Различные ответы на него представлены в качестве основания для различения репрезентационизма и реляционализма. В первой части очерка проведён критический анализ фундаментальных особенностей немецкой классической философии как разновидности репрезентационизма, определившей основную эпистемологическую тенденцию континентальной философии в форме послекантовского репрезентационизма. Во второй части очерка, после краткого экскурса в современную континентальную проблематику, рассмотрена актуальная дискуссия между репрезентационизмом и реляционализмом в аналитической философии. Сделан общий вывод, что реляционализм, верно трактуя природу прямого восприятия с точки зрения отсутствия в нём репрезентационального содержания, не в состоянии обеспечить единство прямого восприятия и перцептивного суждения, и предложено решение, способное вывести из этого эпистемологического тупика.
Ключевые слова: эпистемология, дизъюнктивизм, репрезентационизм, репрезентациональное содержание, реляционализм, Кант, вещь в себе, явление, объект, элиминативизм, пропозициональная установка, универсалия.
The Noumenal Morass: Post-Kantian Representationalism and Its Relationalist Critique in the Light of Strong Disjunctivism
M. A. Bandurin, Ph.D., independent researcher, Ivanovo, Russia, mb.ivsu@gmail.com
Abstract: This epistemological essay addresses the issue of representational content’s existence in the case of true direct knowledge. Contrary answers to it are considered as a basis for the distinction between representationalism and relationalism. The first part of the essay contains a critical analysis of the fundamental features of German Idealism as a kind of representationalism, which determined the main epistemological trend of continental philosophy in the form of post-Kantian representationalism. In the second part, after a brief excursion into certain contemporary continental issues, the current discussion between representationalism and relationalism in analytic philosophy is considered. It is concluded that relationalism, while correctly recognizing the nature of direct perception as being without representational content, is incapable of ensuring the unity of direct perception and a perceptual judgment, and a solution is proposed that could lead out of this epistemological blind alley.
Keywords: epistemology, disjunctivism, representationalism, representational content, relationalism, Kant, thing-in-itself, appearance, object, eliminativism, propositional attitude, universal.
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2021-34-3