Учение Алексея Чернякова о душе и уме: размышления и комментарии
Гущин О.В.
Аннотация: Алексей Черняков в своей знаменитой монографии раскрывает понятие души посредством противоположности — понятия ума. Но дело не только в экспликации понятия через противоположное содержание. Следуя логике Чернякова, душа и ум на определенном этапе впадают в некое динамическое единство как высшую причастность божественному взору. Будучи, по Аристотелю, общим чувством, душа есть посредством беспрерывного «перелистывания» частных чувств, причем так, что в формуле «чувствую и понимаю, что чувствую» отслоен второй член, т. е. снято терминологическое ограничение. В итоге высвобождается чистое движение «чувствую чувство чувства» как непрерывность чувственных данностей. Душа живет в зазорах ума и видит в них свою бесконечность. Черняков обращает внимание на то, что всякое различение есть одновременно и подспудно момент связывания различений. Но моменты различения/связывания у души и ума даны разными способами. Пробуждаясь (различая), душа одновременно связывает различенное так, чтобы обозревать всеохватный простор себя и всего сущего в единстве самодвижения. Душа так же, как и ум, есть форма без материи, но иным способом, нежели ум. Душа так же движется в сторону предмета, но не отклоняется от него для встречи с собой, как это делает ум, но проходит сквозь предмет в момент, когда он уже (еще) распредмечен. Предмет, будучи энергией ума, по отношению к душе «выветрен», оставляя своего рода живой чувственный отпечаток, душа оживает, когда связывает чувственные отпечатки предметов, встречая в них саму себя. Черняков, ссылаясь на Аристотеля, полагает, что общее чувство действительно содержит в себе некоторым образом все предметы чувств (но без материи). Мы для себя поясняем, что эти предметы пребывают в распредмеченном виде. Беспрепятственно преодолев (разомкнув) зазор ума, душа «видит» (связывает) множество чувственных форм, в каждой из которых высвобожден свободный взор как таковой. Это не взор, застывший на чем-то неизменном. И это также не восприятие, которое в составе умозрительной формы присоединяет к «воспринимаю нечто» новое «воспринимаю что-то». Теперь акт «воспринимаю нечто» разомкнут и частично отброшен, оставив в остатке лишь самостийное беспрерывное динамическое присоединение: «воспринимает» + «воспринимает» + «воспринимает» и т. д.
Ключевые слова: душа, ум, движение, энергия, восприятие, чувство, чувственная (умопостигаемая) форма без материи, различающая инстанция, бытие и сущее, динамическое единство.
The teachings of Alexei Chernyakov about the soul and mind: reflections and comments
Gushchin O. V., independent researcher, Moldova, Chisinau,
oleg_gusin@mail.ru
Abstract: Chernyakov in his famous monograph reveals the concept of the soul through the opposite - the concept of the mind. But the point is not only in the explication of the concept through the opposite meaning. Following the logic of Chernyakov, the soul and mind at a certain stage fall into a kind of dynamic unity as the highest participation in the divine gaze. Being, according to Aristotle, a common feeling, the soul is through continuous “flipping” of private feelings, and so that in the formula: “I feel and understand what I feel,” the second term is exfoliated, i.e. the terminological limitation has been removed. As a result, the pure movement “feel the feeling of feeling” is released as a continuity of sensual evidence. The soul lives in the gaps of the mind and sees its infinity in them. Chernyakov draws attention to the fact that any distinction is simultaneously and latently the moment of binding distinctions. But the moments of discrimination / binding in soul and mind are given in different ways. Awakening (discriminating), the soul simultaneously connects the different so as to survey the all-encompassing expanse of itself and all that exists in the unity of self-movement. The soul, like the mind, is a form without matter, but in a different way from the mind. The soul also moves towards the object, but does not deviate from it to meet with itself, as the mind does, but passes through the object at the moment when it is already (still) decomposed or is in a de-objectified form. An object, being the energy of the mind, is "weathered" in relation to the soul, leaving a kind of living sensory imprint, the soul revives when it connects sensory imprints of objects, meeting itself in them. Chernyakov, referring to Aristotle, believes that the general feeling really contains in some way all the objects of the senses (but without matter). We explain to ourselves that these objects are in a de-objectified form. Unimpeded by overcoming (opening) the gap of the mind, the soul “sees” (binds) a multitude of sensory forms, in each of which a free gaze as such is released. This is not a gaze fixed on something unchanging. And it is also not a perception, which, as part of a speculative form, adds a new “perceive something” to “I perceive something”. Now the act: “I perceive something” is opened and partially discarded, leaving only an independent, continuous dynamic attachment in the remainder: “perceives” + “perceives” + “perceives”, etc.
Keywords: soul, mind, movement, energy, perception, feeling, sensual (intelligible) form without matter, distinguishing instance, being and essence, dynamic unity.
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2021-33-2