Парадоксы рассказчика в «Бесах»
Мурзин Н.Н.
Аннотация. Среди многочисленных сложностей и загадок романа «Бесы», за вихрем страстей, идей и экстравагантного поведения его персонажей, как правило, теряется Рассказчик – тот, кому автор доверил ведение своей «хроники». Часто его преподносят как неприметную или шаблонную фигуру, функции которой сводятся к чистой и беспристрастной фиксации событий и фактов. При этом его необычайная местами осведомленность толкуется как обстоятельство стилистическое, знак неполной отделенности его от автора, с подразумеваемыми для последнего всезнанием и трансцендентностью. Так или иначе, в силу самых разных причин, рефлексируемых или нет, странности Рассказчика и его манера вести рассказ редко попадают в фокус внимания исследователей Достоевского и почти никогда ими не проблематизируются. Между тем, именно Рассказчик определяет наше отношение к героям романа, расставляет акценты, высвечивает направление для наших суждений о происходящем в «Бесах». Продолжать не замечать или принижать его – значит, упускать из вида, возможно, самый существенный конфликт романа, его содержательную неоднозначность и структурную изощренность.
Ключевые слова: Достоевский, «Бесы», Рассказчик, хроника, субъективность, имманентность, трансцендентность
Who tells the story in “The Devils”?
Nikolai N. Murzin, research fellow, Institute of Philosophy RAS
Abstract: Against all numerous complexities and riddles that Dostoevsky’s “The Devils” contain, a great storm of searing passions, insane ideas and wild behavior its characters reprise, the figure of Storyteller often seems lost, pale, quite insignificant. He is merely a mask of the Author, a weaver of narration, a devoted chronicler of what happened. Or is he really? We somehow rarely realize that it’s his eyes we look through and see what is considered to be the “final truth” of the novel, the meaning and motivation behind its heroes’ actions, let alone the deepest secrets of their minds and souls. How come a character all like themselves has all the keys, where’s the source of his all-knowing, and is it only a matter of pure art, a writer’s convention that we must easily accept and pay so much attention? Maybe ignoring this strangeness means we really underestimate the troubling greatness of “The Devils”, its many layers and ruinous conflict that lies at the core of all its confusion.
Key words: Dostoevsky, “The Devils”, chronicle, Storyteller, subjectivity, immanence, transcendence.
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2021-33-4