«Россия — Европа» в зеркале отечественной философской мысли (первая половина ХIX века)
Сиземская И.Н.
Аннотация: В статье представлена интерпретация проблемы «Россия — Европа» в отечественной философской мысли в первой половине XIX века. В анализ включены вопросы о роли России в европейской истории и социально-культурных факторах её национального развития. Автор показывает, что в этот период главный вектор обсуждения темы был связан, с одной стороны, с идеей сохранения русским народом «национального лица» в расширяющихся политических и культурных контактах с Европой, а с другой стороны — с обоснованием его готовности/способности жить в мире национально-культурного многообразия. Исходным основанием всех философских размышлений в этом ключе стало Просвещение, а взаимосвязь национального и общечеловеческого начал исторического процесса рассматривалась как механизм цивилизованной жизни человечества и позитивных контактов народов друг с другом. В таком исследовательском контексте национальная идентичность России соотносилась с достигнутым уровнем цивилизованности: с характером отношений государства и гражданского общества, власти и народа, юридических прав и личной свободы граждан. В рамках такого подхода сформировались методологические принципы анализа проблемы «Россия — Европа», были предложены идеи, философско-мировоззренческие смыслы которых, как показано в статье, соотносятся с ключевыми вопросами сегодняшних моделей и проектов российского национального развития.
Ключевые слова: русская философия, культура, цивилизация, исторический процесс, «Россия — Европа», мессианизм, Просвещение, философия истории, национальное и общечеловеческое, национальная идентичность.
"Russia — Europe" in the mirror of Russian philosophical thought (first half of the 19th century)
Sizemskaya I. N., Moscow, Institute of Philosophy of Russian Academy of Science, Chief Scientific Researcher, DPhi, sizemskaya@mail.ru
Annotation: The article presents the interpretation of the problem "Russia — Europe" in Russian philosophical thought in the first half of the 19th century. The analysis includes questions about the role of Russia in European history and the socio-cultural factors of its national development. The author shows that during this period, the main vector of discussion of the topic was associated, on the one hand, with the idea of preserving the "national face" by the Russian people in expanding political and cultural contacts with Europe, and on the other hand, with justifying its readiness / ability to live in the world of national and cultural diversity. The Enlightenment became the initial basis of all philosophical reflections in this vein, and the interrelation of the national and universal principles of the historical process was considered as a mechanism of the civilized life of mankind and positive contacts of peoples with each other. In this research context, the national identity of Russia correlated with the achieved level of civilization: with the nature of relations between the state and civil society, power and people, legal rights and personal freedom of citizens. Within the framework of this approach, the methodological principles of the analysis of the problem "Russia — Europe" were formed, ideas were proposed, the philosophical and worldview meanings of which, as shown in the article, correlate with the key issues of today's models and projects of Russian national development.
Keywords: Russian philosophy, culture, civilization, historical process, "Russia — Europe", messianism, Enlightenment, philosophy of history, national and universal, national identity.
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2021-33-3