Еще раз о «единственном аргументе» Ансельма из Аоста. Отклик на книгу «Реабилитация вещи»
Неретина С.С.
Аннотация: Я хотела бы пояснить сама себя, сделать ремарку к собственным размышлениям об «unum argumentum» Ансельма. Когда я в нашей совместной с А. П. Огурцовым книге «Реабилитация вещи» писала об аргументе Ансельма, меня вела, главным образом, мысль, что этот аргумент именно и только философский, это — не риторика. Я тогда обратила внимание на то, как можно использовать форму определения для неопределимого, написав «Ты есть нечто большее». При этом «большее» раскрывает содержание понятия, представляя не только это предельное содержание вещи, ее наивысший смысл, но меняя самое грамматику. Обычно мы считаем сравнительную степень прилагательного меньшей, чем превосходная степень. Но еще Августин в диалоге «Об учителе» рекомендовал не слишком доверять принятым грамматическим правилам. Степень «больше» в данном случае указывает на границу, которая всегда может быть превзойдена. Это постоянное превосхождение ее человеческим интеллектом, пытающимся помыслить нечто наибольшее, показывает, что нечто наибольшее, которое всегда больше в том числе и самого себя, уже обнаруживает, что оно, это наибольшее, большее самого себя, есть. И это то, что называется Богом. Вопрос в правомерности считать это «есть» имеющим отношение к бытию.
DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2020-30-6