Принцесса Атех и ее таинственные зеркала
Гущин О.В.
Аннотация: В статье предпринята попытка истолкования некоторых текстов «Хазарского словаря» Милорада Павича. Уникальность и привлекательность данных текстов состоит в том, что описанные в них события уже сразу содержат в себе определенные интерпретации, что дает, хотя и крайне ограниченные, возможности их дальнейшего толкования. Соответственно, были применены альтернативные сюжетно-событийные конструкции, содержащие в себе в такой же мере собственную интерпретацию. В результате прочтения хазарского текста наряду с другими событийными описаниями такой же структуры, одновременно применяя элементы экзистенциальной аналитики, сам текст как бы самостоятельно представляет собой свое толкование.
Основная линия исследования так или иначе затрагивает проблематику времени, и через нее — вопросы смысла жизни, неизбежности смерти, бессмертия души (личности). Причем горизонт рассмотрения уже сразу задан самим искомым текстом, который указывает на три формы времени. Правда, эти формы — не привычные для нас прошлое, настоящее и будущее, а 1) время быстрое, стремительное, молниеносное; 2) время медленное, растянутое; 3) и время повседневного уклада жизни. Третья форма времени, как результат сложного отношения первой и второй, ведет отсчет дней жизни человека, неизменно приближая второе мгновение ока — смерть. Но в ведении человека отсрочить наступление этого мгновения посредством овладения определенными бытийными энергиями, связанными с творчеством и созидательностью. В зависимости от степени названного овладения первая и вторая форма времени либо уготовляют переход человека в новое измерение жизни (многообразие и уникальность, избыточность и единство всего), либо призывают второе мгновение ока (смерть), как следствие не отданного долга одного зеркала другому.
Ключевые слова: принцесса Атех, быстрое зеркало, медленное зеркало, два мгновения ока, жизнь, смерть, игра, бессмертие, лицо, личность, «видящее сердце», уникальность, многообразие, полнота идентичности.
Princess Atex and her
mysterious mirrors
Gushchin Oleg, independent researcher, Moldova, Chisinau,
director of investment consulting company «DAAC-Invest», oleg_gusin@mail.ru
Annotation: The main purpose of the article to interpret some texts of «Khazar dictionary» by Milorad Pavich. The uniqueness and attractiveness of these texts is that the events described in them already contain certain interpretations, which gives, though, the possibility of further interpretation. Accordingly, alternative story-and-event structures were applied, containing the same extent of their own interpretation. As a result of reading the khazar text along with other event descriptions of the same structure, simultaneously applying elements of existential analytics, the text itself provides apparently its own interpretation.
The main line of research, in one way or another, touches the problems of time and through it investigates questions of the meaning of life, the inevitability of death. The horizon of consideration is already specified by the analysed text, which points to three forms of time. However, these forms are not habitual for us: past, present and future, but I. Time fast, swift, lightning-fast; II. Time is slow, stretched, III. The time of everyday life. The third form of time as a result of a complex relationship between the first and the second, counts the days of human life, invariably bringing the second blink of an eye – the death. But in the control of man to delay the onset of this moment by mastering certain consciousness energies associated with creativity and creativeness. Depending on the degree of the given mastery the first and second form of time or creativity transition of the person in the new dimension of a life (variety and uniqueness, superfluity and unity of all), or call the second blink of an eye (death) and as consequence not returning the debt of one mirror to another.
Keywords: princess Atex, fast mirror, slow mirror, two blinks of an eye, duty, life, death, game, immortality, face, personality, «seeing heart», uniqueness, diversity, completeness of identity.
DOI: 10.24411/2077-6608-2019-00003