О теоретическом вкладе Т.В. Адорно в разработку понятия «политического»
Мюрберг И.И., Самойлова А.Г.
Аннотация: Т.В. Адорно, немецкий философ, социолог, теоретик искусства, был представлен в отечественных исследованиях ХХ века, главным образом, как видный теоретик неомарксизма. Авторы статьи, не опровергая ни одного из перечисленных определений, преследуют цель описания творческого вклада Адорно в терминах современной политической теории (эта теория трактуется авторами - наряду с феноменологией, экзистенциализмом, психоанализом и пр. - как один из вариантов формирующейся неклассической мысли), теории, стремившейся потеснить классические традиции философствования. В статье показано, что оппозиционность Адорно в отношении ряда положений гуссерлевско-хайдеггеровской феноменологии не делает его противником феноменологии как таковой. Исследовательский вектор его политической философии в важных аспектах совпадает с возникшим при его жизни социально-феноменологическим направлением. Вывод о причастности философии Адорно к феноменологической традиции позволяет авторам статьи обосновать тезис о наличии внутренней связи между социально-политическими и искусствоведческими идеями немецкого философа. Подобно А. Шюцу, основателю феноменологической социологии, Адорно видел в занятиях эстетической теорией, в использовании приемов и методов искусства важнейшее средство подтверждения верности собственной философской концепции, согласно которой постигший ХХ в. кризис субъективности (тема «массового общества») преодолим только средствами самой человеческой субъективности. Анализ сочинений Адорно проводится в статье через призму этого положения, занимающего центральное место в его социально-политическом учении. Полученные выводы позволяют утверждать, что указанные междисциплинарные исследования Адорно в сумме послужили дальнейшему развитию возникшего в лоне западной неклассической философии понятия «политического».
Ключевые слова: понятие «политического», критическая теория общества, неклассическая философия, феноменологическая социология, кризис субъективности, «эстетическая логика», мимеcис
On T.W. Adorno's Theoretical Contribution to the "the Political" Conceptual Growth
Myrberg I.I. Institute of Philosophy RAS
Samoilova A.G. Institute of Philosophy RAS
Abstract: T.W. Adorno, German philosopher, sociologist, aesthetician, was presented in domestic research of the XX century, mainly as a prominent theorist of Neomarxism. Without disproving any of the listed definitions, the authors pursue the aim of presenting Adorno's creative contribution in terms of modern political theory (the latter is treated - along with phenomenology, existentialism, psychoanalysis - as a case of the infant non-classical thought); political theory sought to put in question classical traditions of philosophizing. Now, it is shown that Adorno's opposition to certain provisions furnished by of husserlian - heideggerian phenomenology doesn't make him the opponent of phenomenology per se. The "research vector" of his political philosophy, in important aspects, coincides with the social and phenomenological trend which underwent formation during his life-time. Conclusion about Adorno's philosophy participation in phenomenological tradition allows the authors to prove a thesis about existence of internal correlation between the socio-political and art criticism ideas in the German philosopher's thought. Like A. Schütz, who was the founder of phenomenological sociology, Adorno saw in aesthetic theory practices, as well as in artistic approaches and methods, the most important means of confirming his own philosophical concept according to which the crisis of subjectivity (see "mass society" theory), epitomized by the XX century, is surmountable only means of human subjectivity itself. Thus, it is with reference to this major socio-political thesis that the analysis of Adorno's work is carried out in the article. Final conclusions make it plausible to believe that Adorno's cross-disciplinary research furthered elaboration of the "political" as a notion of western non-classical philosophy.
Keywords: "the political", critical theory of society, non-classical philosophy, phenomenological sociology, subjectivity crisis, "aesthetical logic", mimesis
DOI: 10.24411/2077-6608-2017-00051