Мышление и мир: начала фундаментальной философской онтологии в античности
Мурзин Н.Н.
Аннотация: Вопрос о связи мышления и мира вернулся в фокус современной философии благодаря Мартину Хайдеггеру и его проекту фундаментальной онтологии. Однако поворот, осуществленный Хайдеггером, сам оказался бы невозможен без огромной подготовительной работы, начиная от Декарта, заново открывшего возможность интеллектуальной процедуры постановки мира под сомнение, через Канта, определившего мир как одну из идей чистого разума, вплоть до Гуссерля, феноменологически исследовавшего способы данности мира сознанию. После Хайдеггера «вопрос о мире» как о первичной и непосредственной площадке мышления, дающий основание для новых подходов к «метафизике мира», развивался и в западной постмодернистской философии (Ж. Делез), и в работах отечественных оригинальных мыслителей (В. В. Бибихин). Мир не только граничное понятие, но и идеальный мост, посредник между феноменальным и ноуменальным, обнаруживаемый, однако, не внутри устройства человека, как glandula penialis Декарта, а в языке и вынесенном в него процессе мышления. Мышление, начинаясь, обнаруживает себя в мире, а мир как таковой, в отличие от частных существований, объектов и предметов, обнаруживается только мышлением и в мышлении..
Ключевые слова: мышление, мир, страты, Я, Другой, метафизика, онтология, общение, истина
Thought and world: Ancient Greek philosophy on the way to fundamental ontology
Murzin N., Institute of philosophy RAS
Abstract: The idea of metaphysical interconnection, intentional orientation of “thought” on “world” and “world” being constituted and first-seen only in and by “thought” comes back into the focus of modern philosophy due to Martin Heidegger and his project of fundamental ontology. Yet Heidegger’s turn became possible because it was provided with the great amount of preceding philosophical work, starting with Descartes, who discovered the possibility of “doubt” as purely intellectual procedure questioning the basic essential and existential reality of “world”, through Kant, who made “world” one of the ideas of his Pure Reason, to Husserl, who developed phenomenological methods of exploration of how “world” appears and is given to conscience. After Heidegger the examples of mutual “though-world” metaphysics can be found in European post-structuralism (Gilles Deleuze), in the works of Russian original thinkers like Vladimir Bibikhin. “World” is not only a border-notion but also an ideal conceptual medium between phenomenon and noumenon, which is to be searched not in the physical structure of man, but rather in language, perception and thought reflecting and expressing each other
Keywords: thought, world, strata, ego, the other, metaphysics, ontology, communication, truth
DOI: 10.24411/2077-6608-2017-00008