Критика натурализма и трансцендентальный поворот в феноменологии
Савин А.Э.
Аннотация: Целью статьи является раскрытие предпосылок и генезиса трансцендентального поворота в феноменологии Гуссерля посредством экспликации сущности методов эпохе и редукции, впервые представленных в методически отрефлексированном виде в «Идее феноменологии» – введении в рамках курса «Hauptstuecke aus der Phaenomenologie und der Kritik der Vernunft» в 1907 году. Автор статьи полагает, что толчком для трансцендентального поворота послужила феноменологическая проблематизация натуралистической теории познания. Условием возможности критики натурализма стали методы доступа к полю феноменологического исследования – эпохе и редукция. Результатами применения этих методов явились деструкция натуралистического истолкования оппозиции имманентного и трансцендентного и в то же время демонстрации феноменологического измерения главной теоретико-познавательной проблемы. Трансцендентальный поворот, заключающий в себе картезианский и кантианский моменты одновременно, по существу, и есть не что иное как указанный двуединый процесс деструкции и демонстрации. Автор полагает, что смысл трансцендентальной редукции включает в себя два компонента. Негативная составляющая редукции препятствует препятствует философски безответственному переходу (метабасису) от философского (феноменологического) измерения главной эпистемологической проблемы к научному и обратно – такой переход и создает всю теоретико-познавательную путаницу. Негативная – удерживает открытость и чистоту философского измерения проблемы.Ключевые слова: теория познания, натурализм, феноменология, трансцендентальный поворот, редукция.
Criticism of Naturalism and Transcendental Turn in Phenomenology(Concept of Epoche and Reduction in Husserl’s “Idea of Phenomenology”)
Savin A.E.
Abstract: The article is aimed at finding out the theoretical ground, genesis, and meaning of the “transcendental turn” in Husserl’s phenomenology, that was delivered for the first time in 1907 within the framework of his course «Hauptstuecke aus der Phaenomenologie und der Kritik der Vernunft» at Gottingen university. From the author’s point of view an impulse to the turn was Husserl’s criticism of the naturalistic epistemologies’ essential philosophical inconsistency. Conditions of possibility for the criticisim are phenomenological entrance methods: epoche and reduction. The result of this methods implementation is a destruction of the naturalistic, i.e. based on the natural attitude, interpretation of transcendence–immanence opposition and at the same time demonstration of a phenomenological dimension of the main epistemological problem. In fact the transcendental turn being Cartesian and Kantian one at a go is nothing but this process. The author means that the meaning of the transcendental reduction consist of two constituents. The negative component inhibits a metabasis from philosophical (phenomenological) to scientific dimension of the main epistemological problem and vise verse, the positive one keeps open the philosophical dimension of the problem in its purity.
Keywords: epistemology, naturalism, phenomenology, transcendental turn, reduction
DOI: 10.24411/2077-6608-2016-00019