Экзистенциальное сознание: Кьеркегор или Гегель? - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №2 май, 2007 ШАГИ ПО СЛЕДАМ

Экзистенциальное сознание: Кьеркегор или Гегель?

Н.Н. Мурзин

Значение Серена Кьеркегора для современной философии и культуры в целом трудно переоценить. Ему отдают дань уважения Хайдеггер, Сартр, Камю, Делез; его учеником и последователем считал себя Шестов. Кьеркегор считается провозвестником философии экзистенциализма; тематика и стиль его работ позволили ему шагнуть за рамки собственно философского учения и выразить дух и истину времени - времени "после Гегеля". Его имя - почтительно ли, скептически ли - произносится наряду с именами других великих "иррационалистов" и "ниспровергателей" классической философии - Шопенгауэра и Ницше - мыслителей, определивших философский облик современности, в отличие от других, заслуга которых, нисколько ни умаленная этим сравнением, в определении современного облика философии. Мы все, в известном смысле, стоим сегодня на плечах этих гигантов, значение которых для философии трудно переоценить. Они, каждый по своему, считали себя врагами классической традиции и находили нужным выступить против нее; если сравнивать их в этом отношении, то нетрудно заметить: критика Кьеркегора наиболее содержательна и последовательна, критика Ницше - наиболее широка, критика Шопенгауэра - наиболее строга по форме.