Травма и избыточность: к проблеме начала коллективной/индивидуальной идентичности - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №42 сентябрь, 2023 ПЕРВОЕ СЛОВО

Травма и избыточность: к проблеме начала коллективной/индивидуальной идентичности

Тищенко П.Д.

Аннотация: Для понимания амбивалентности понятия насилия проводится мысленный эксперимент (казус) «Мужичок, баба и интеллигент», позволяющий проблематизировать очевидность его (насилия) смысла. Эксперимент позволяет раскрыть для мысли и охарактеризовать область по ту сторону различения добра и зла (М. Хайдеггер), область нравственной избыточности (в смысле В. С. Библера), которая противостоит многообразным возможным мирам моральной нормативности. Утверждается, что необходимо различать два типа различия. Первое различие создает конкретный мир (конкретный порядок против хаоса), второе различие различает предметности в уже созданном мире. Поэтому, решившись и тем самым совершив глубоко личный свободный поступок утверждения истинности конкретной формы различения добра и зла, мысль не должна забывать о своем потустороннем начале — «откуда бытие, становление и познание» (Аристотель). Из перспективы различенных миров добра и зла творящее различие должно опознаваться как избыточное — не истинное, аморальное и безобразное, но нравственное. Казус (мысленный эксперимент), озаглавленный «Максимилиан Волошин», позволяет показать принципиальное различие между моральной и нравственной оценкой поступков, которые в готовых моральных системах (на примере сообществ, в основании которых лежит конструируемая культурная травма) оцениваются как преступные. Нравственная оценка, учитывая избыточность человеческого существа, предполагает возможность раскаяния человека, возможность переопределения индивидуальной и коллективной идентичности. Моральная оценка не различает человека и автора конкретного поступка, закрывая возможность раскаяния и переопределения себя как индивидуальную и коллективную идентичность.

Принципиально иная форма социальности, коллективной и индивидуальной идентичности формируется в стихии труда всеобщего (К. Маркс). Обсуждается реальный жизненный эксперимент. Память умершего друга и коллеги А. П. Огурцова собрала нас вместе, предоставив возможность совместного участия в мистерии семинарских обсуждений и совместной подготовке книги. В этих мистериях рождается индивидуальная и коллективная идентичность, в основании которой лежит не травма (недостаточность), и творческая избыточность созерцательного образа жизни (Аристотель). Через жизнь нашей общности, возникшей в ответ на вызов смерти А. П. Огурцова, совершается мистерия рождения авторов (каждого из нас) и их (нас) смерти, обмена дарами внимания, признания и имени. Этот обмен энергийно обеспечивается жертвой времени жизни на алтарь совместного действия (выступления/слушания). В наших беседах и спорах не столь часто рождается истина в смысле истинного суждения, но она (истина) осуществляется в них (беседах, спорах) как смысл человеческого существования — культивируемый созерцательный образ жизни, причастный вечности как избыточности жизни.

Ключевые слова: автор, вечность, дар, избыток, коллективная идентичность, культурная травма, насилие, натальность, общество обиды, смерть, созерцательный образ жизни.

Trauma and Redundancy: Toward a Problem of the Collective/Individual Identity Beginnings

Tishchenko P. D., Chief Researcher, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Doctor of Philosophy, p.tishchenko@list.ru

<span><span>p.tishchenko@list.ru</span></span></u></p><br></span></p><p> <title>

Abstract: In order to understand the ambivalence of the concept of violence, we conduct a thought experiment (case) "Baba, Muzick and Intellectual", which allows us to problematize the obviousness of its (violence) meaning. The experiment makes it possible to open for thought and to characterize the area on the other side of the distinction between good and evil (M. Heidegger), the area of Sittlichkeit redundancy (in the sense of V. S. Bibler), which opposes the diverse possible worlds of moral normativity. It is argued that it is necessary to distinguish between two types of difference. The first distinction creates a concrete moral world (concrete order versus chaos), the second distinction distinguishes between good and evel in the already created world. Therefore, having decided and thereby committed the deeply personal free act of affirming the truth of the concrete form of the distinction between good and evil, thought must not forget its otherworldly beginning-"whence being, becoming, and knowing" (Aristotle). From the perspective of the differentiated worlds of good and evil, the creative difference could be recognized as excessive - not true, immoral and ugly, but Sittlichkeit. The case study (mental experiment) entitled "Maximilian Voloshin" allows us to show the fundamental difference between moral and Sittlichkeit evaluation of actions that are evaluated as criminal in ready-made moral systems (using the example of communities based on the constructed cultural trauma). Sittlichkeit evaluation, given the redundancy of the human being, presupposes the possibility of human repentance, the possibility of redefining individual and collective identity. Moral evaluation does not distinguish between the person and the author of a particular act, closing the possibility of repentance and redefining oneself as an individual and collective identity.

A fundamentally different form of sociality, collective and individual identity is formed in the element of the universal labor (K. Marx). A real-life experiment is discussed. The memory of our deceased friend and colleague A. P. Ogurtsov has brought us together, giving us the opportunity to participate in the mystery of seminar discussions and joint preparation of the book. In these mysteries, individual and collective identity is born, based not on trauma (insufficiency), but on the creative excess of the contemplative way of life (Aristotle). Through the life of our community, which emerged in response to the challenge of A. P. Ogurtsov's death, the mystery of the birth of the authors (each of us) and their (we) death, the exchange of the gifts of attention, recognition, and naming is realized. This exchange is energetically ensured by the sacrifice of life time on the altar of joint action (speaking/listening). In our conversations and disputes, truth in the sense of true judgment is not so often born, but it (truth) is realized in them (conversations, disputes) as the meaning of human existence — a contemplative way of life is cultivated, involved in eternity as the redundancy of life.

Keywords: author, eternity, gift, excess, collective identity, contemplative way of life, cultural trauma, violence, natality, resentment society, death.

DOI: 10.37769/2077-6608-2023-42-2