Экфрасис. Две акварели Павла Зальцмана - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №41 июнь, 2023 ОТКЛИКИ-ОКЛИКИ

Экфрасис. Две акварели Павла Зальцмана

Барманкулова Б.К.

Аннотация: Экфрасис. Две акварели Павла Зальцмана: «Пять голов» (1929–1930) и «Актёры на площади» (1969). Сделана попытка проследить внешний план изображения во всех его элементах (построение формы, компоновка фигур, характеристика лиц, цветовой ландшафт) и выявить внутренний план, образную структуру, проявляющую себя в игре цветовой поверхности, выполняющей двойную роль: быть и предметной оболочкой, и экраном, где визуализируются ассоциации, возникшие в сознании и воображении художника в процессе работы. Попытка увидеть и анализировать, как переплетение двух планов изображения (симбиоз, синтез), перетекание их друг в друга создают пульсирующий образ произведения, трогающий чувства зрителя.

Ключевые слова: образ, форма, ассоциация, цветовой ландшафт, цветовое эхо, соприсутствие, экзистенциальное одиночество.

Ekphrasis. Two watercolors by Pavel Zaltsman

Barmankulova B. K., art historian, independent researcher, Almaty, Kazakhstan, bayan.barmankulova@gmail.com

Abstract: Five Heads (1929–1930) and Actors in the Square (1969). An attempt was made to trace the external plan of the image in all its elements (form construction, figure composition, the characteristics of faces, the color landscape) and to reveal the internal plan, the figurative structure, which manifests itself in the play of the color surface, which performs a dual role: to be both an object shell and a screen, where associations that arose in the mind and imagination of the artist in the process of work are visualized. The attempt to see and analyze how the interweaving of the two image planes (symbiosis, synthesis), their flowing into each other create a pulsating image of the work that touches the feelings of the viewer.

Keywords: image, form, association, color landscape, color echo, co-presence, existential loneliness

DOI: 10.37769/2077-6608-2023-41-8