Священная и гражданская история в контексте книжной барочной проповеди: к вопросу об истоках исторического знания в России - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
Поиск: Поиск
Выпуск №17 декабрь, 2014 УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Священная и гражданская история в контексте книжной барочной проповеди: к вопросу об истоках исторического знания в России

М. С. Киселева

Аннотация:  Связь текстов проповедей и стихов, имеющих учительный характер, и т. н. основного богословского жанра Священной истории рассматривается на материалах сборника проповедей Симеона Полоцкого «Вечеря душевная» и его поэтической энциклопедии «Вертоград многоцветный». Проблемы историографического характера, которые возникали при написании свт. Димитрием Ростовским «Келейного летописца», решались им в соединении «хронологических» сюжетов Священной истории и нравственных поучений проповеднического характера. В барочных проповедях Петровского времени выявлено «другое» содержание. Их стали произносить по случаю новых государственных праздников, военных побед, строительства новой столицы Петербурга, перенесения празднования Нового года по новому календарю и т.п. В текстах Стефана Яворского богословское содержание проповеди соединялось с утверждением имперских амбиций России в ее событийной современности. Эти опыты инициировали необходимость осмысления происходящих событий, становящихся содержанием гражданской истории. Проповедь на русской почве стала текстом, где формировались не только нравственные, но и гражданские ценности, поддерживался интерес к знанию о прошлом и настоящем своего государства.

Ключевые слова: культура барокко, проповедь, Священная история, гражданская история, Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Стефан Яворский.


Sacred and civil history in the context of baroque sermon

Kiseleva M.S.

  Abstract: The article explores the connection between the texts of sermons and poems with didactic character, and theological genre of sacred history on the material of sermons Simeon’s Polotckij "Vecherja Dushevnaja” and poetic encyclopedia "Vertograd mnogocvetnyj". An author reveals historiographical questions posed and solved by Dimitry Rostovskij, working on “The Letopisec…” which traced the movement of ‘chronological’ plots of sacred history to sermon  and backwards. Analysis enabled the author to talk about the influence of both genres of theology (stories of sacred history and sermons) at the formation of the Russian education within a framework of  faith. In Baroque sermons of Peter's time the "other" content was found. Sermons were preached on the occasion of new public holidays, military victories, the construction of St. Petersburg, the new capital of the Russian Empire, the transfer of the New Year celebration for the new calendar, etc., which can be discovered in the texts of Stephan’s Yavorskij sermons. The author shows how the theological content was connected with the confirmation of Russia's imperial ambitions, fueled by traditional reception of correlating events of the civil and sacred history. The article concludes that the baroque sermon in Russia formed not only moral, but also civic values, as well as maintaining interest in history as the knowledge of the past and the present of its Russian state.

            Key words: Culture Baroque sermon, sacred history, civil history, Simeon Polotckij, Dimitry Rostovskij, Stefan Jaworskij.

Полный текст RU