Ницше и драма его идей - VOX - философский журнал
VOX - философский журнал
DOI prefix: 10.37769 / Эл № ФС 77-27570 / ISSN 2077-6608
Поиск: Поиск
Выпуск №11 декабрь, 2011 ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Ницше и драма его идей

Н.Н. Мурзин

Аннотация. Со второй четверти ХХ века интерес к Ницше как философу неуклонно растет. Мыслители мирового масштаба — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс — создают свои фундаментальные реконструкции «философии Ницше», отделяя смысл ницшевских высказываний от их стилистического «оформления», и формализуя его выводы. Однако начало его мысли — вопрос о связи философии и трагедии — как правило, игнорируется. Отдельно рассматривают Ницше-философа и Ницше-исследователя трагедии. Но трагедия и ее боги в куда большей степени задают тон всему творчеству Ницше, чем это пока было освещено. Трагедия определила драматизм мышления Ницше, хотя он сам сделал все, чтобы позже от нее дистанцироваться и стать тем Ницше, о котором можно уже было сказать, что его увлечение трагедией было лишь одним из проявлений изначально присущего не столько лично ему, сколько его времени — времени «драмы идей» в духе Достоевского — драматизма мышления. 

Ключевые слова: философия, мышление, история, метафизика, жизнь, трагедия.

 

Abstract. Fundamental works of Heidegger and Jaspers were the first signs that XXth century philosophy became seriously interested in Nietzsche's thought. The «fact» that Nietzsche didn't do it himself, aspired his freat followers and interpreters to perform his ideas in a kind of a sistem. In search of the «whole» they based their interpretations on Nietzsche's own late view of his «philosophy» and thus missed what Nietzsche wanted to be missed and lost in time — the idea of tragedy that echoes through all his works and determines his regards on history, thought and metaphysics.

 

Key words: philosophy, thought, history, metaphysics, life, tragedy.